Азербайджанская версия сайта Английская версия сайта
Поиск по сайту
Законы Указы Разделы
 
Законодательство Азербайджанской Республики

 
 
 
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА

АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О решении проблем расселения азербайджанцев, изгнанных со своих исторических земель на территории Армении в результате проводимой армянскими националистами этнической чистки

В результате происходивших в последние двести пет на исторических азербайджанских землях сложных политических процессов азербайджанцы стали жертвами насильственного переселения из родных очагов, последовательно осуществляемой против них политики этнической чистки и депортации. Эта политика проводилась в двух направлениях. С одной стороны, после подписания Гюлистанского и Туркменчайского договоров началось массовое переселение армян из Ирана и Турции на азербайджанские земли. А с другой стороны, азербайджанцы, земли которых были оккупированы, превращались в беженцев и переселенцев. Только в XIX веке при поддержке имперских сил более 400 тысяч армян были переселены в Азербайджан с других территорий. Обеспокоенные сложившимся в то время положением, многие ученые, политики и дипломаты, осуждая проводимую против Азербайджана политику, с большой дальновидностью говорили о том, с какими проблемами столкнутся грядущие поколения в результате оккупации азербайджанских земель.

Во время событий 1905-1907 и 1918-1920 годов, мартовских погромов азербайджанцы в массовом порядке уничтожались, их села подвергались грабежам, опустошениям, использовались различные вооруженные силы и насильственные методы для того, чтобы превратить тысячи наших соотечественников в беженцев и переселенцев. Если благодаря созданию в 1918 году при Закавказском сейме отдела беженцев мусульманской фракции удалось частично решить проблемы этих людей, то массовые погромы предотвратить не удалось.

Когда Азербайджан, провозгласивший 28 мая 1918 года свою независимость, хотел установить свои границы, он вновь столкнулся с притязаниями армянских националистов на землю. После того, как возникла идея о создании на землях Иреванского ханства, входившего в свое время в состав России как Азербайджанское ханство, армянского государства, эти вопросы приобрели наибольшую остроту. Азербайджанские политики этого периода осознавали необходимость ряда компромиссов, продиктованных историческими условиями. Результаты политики, проводимой проармянскими сипами и армянскими националистами в течение более чем ста лет, были налицо. С этой горькой исторической реальностью невозможно было не считаться. Подытожив идущие в те дни напряженные переговоры, председатель правительства Азербайджана Фатали хан Хойский отмечал, что армяне не могли реализовать свои намерения создать государство из-за отсутствия их политического центра. Поэтому было решено в целях устранения всех территориальных притязаний армян передать им Иреван как столицу. Однако последующий ход событий, в частности то, что происходило в Зангезуре, показал, что армянские националисты отнюдь не намерены отказываться от своих коварных замыслов. Продолжалось изгнание тысяч наших соотечественников с территории Иреванского ханства. В результате армяне, захватив Зангезурский коридор, добились установления границы с Ираном.

Таким образом, на этом этапе истории на азербайджанских землях было создано армянское государство со столицей в городе Иреван. После этого начался новый этап политики изгнания азербайджанцев с их исторических земель и применяемой в отношении их этнической чистки. В период установления и ликвидации Закавказской федерации, создания Азербайджанской ССР и Армянской ССР под предлогом уточнения границ азербайджанские села вновь переводились в состав Армянской ССР. А коренное азербайджанское население этих сел теми или иными способами вынуждали покидать родные очаги.

Фальсификация, искажение истории, изменение исторических названий азербайджанских земель стали составной частью политики искусственного превращения Армении в моноэтническое государство. В 1935-1989 годах в Армении применялась предвзятая политика даже в отношении названий местностей и тысячи азербайджанских топонимов были стерты с карт.

На основании постановления Совета Министров СССР "О переселении колхозников и другого населения из Армянской ССР на Кура-Аразскую низменность Азербайджанской ССР" № 4083 от 23 декабря 1947 года и принятого 10 марта 1948 года в дополнение к данному постановлению второго постановления "О мерах, связанных с переселением колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР на Кура-Аразскую низменность Азербайджанской ССР" № 754 около 150 тысяч азербайджанцев были изгнаны из своих краев и покинули родные очаги.

С 1987 года после известных событий, происходящих вокруг Нагорного Карабаха, процесс массовой этнической чистки против азербайджанцев на территории Армянской ССР стал осуществляться с невиданной дикостью и жестокостью. Более 250 тысяч наших соотечественников были поэтапно изгнаны из родных очагов и стали беженцами. В тот период правительство Азербайджана официально отрицало наличие такой проблемы. Лишь 22 декабря 1990 года Кабинет министров Азербайджанской Республики поручил Государственному комитету по статистике и другим структурам собрать предварительные статистические данные о людях, вынужденно покинувших свои края в Республике Армения. Примерно через год началась работа по реализации программ оказания помощи этим людям. Советское правительство и руководство Азербайджана не позволяли донести до мировой общественности никакую информацию о трагедии 250 тысяч человек. Спустя ровно пять лет после того, как начались эти события, был рассмотрен вопрос о статусе беженцев и вынужденных переселенцев.

Таким образом, в различные периоды XX века около двух миллионов наших соотечественников были переселены со своей исторической Родины и, став жертвами политики этнической чистки, были уничтожены или изгнаны.

Согласно принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций конвенции, массовое уничтожение людей, их депортация и карательные акции такого рода должны считаться геноцидом. Поэтому 18 декабря 1997 года и 26 марта 1998 года были подписаны Указы Президента Азербайджанской Республики "О массовой депортации азербайджанцев с их историко-этнических земель на территории Армении в 1948-1953 годах" и "О геноциде азербайджанцев". В то же время Указом Президента Азербайджанской Республики номер 419 от 13 ноября 2000 года был утвержден "Порядок рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца".

Несмотря на то, что в период, прошедший после переселения в Азербайджан наших соотечественников, изгнанных из родных очагов в результате этнической чистки, проводимой Республикой Армения в 1988-1992 годах, на государственном уровне была проделана значительная работа, связанная с их расселением и решением других проблем, тем не менее по сей день остается ряд нерешенных проблем. По сообщению исполнительных властей районов и городов, около 1000 семей беженцев не обеспечены постоянным местом жительства, и в настоящее время они размещены в зданиях, не пригодных для проживания.

Кроме того, 170 семей беженцев, или 793 человека, изгнанные из Республики Армения, обменявшие свои дома и квартиры в этой республике на самостройки в городе Баку и постоянно проживающие в столице, не могут получить разрешение на прописку в дома, где они проживают, 3823 семьи, или 24385 человек, не могут получить регистрационный лист для домов, где они постоянно проживают, не завершено строительство домов для расселения беженцев в различных регионах республики, существуют и другие проблемы.

В целях решения проблем постоянного расселения азербайджанцев, изгнанных из Республики Армения, и связанных с этим других вопросов постановляю:

1. Сохранить в силе статус "беженец", предоставленный азербайджанцам, изгнанным из Республики Армения в результате этнической чистки, на основании утвержденного Указом Президента Азербайджанской Республики № 419 от 13 ноября 2000 года "Порядка рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца".

2. Кабинету министров Нахчыванской Автономной Республики вместе с соответствующими исполнительными властями городов и районов, Государственным комитетом Азербайджанской Республики по земле и картографии и Государственным комитетом по строительству и архитектуре с целью строительства в местах расселения беженцев на территориях Нахчыванской Автономной Республики, города Баку и других районов республики отдельных индивидуальных жилых домов, а при возможности в виде поселка для компактного размещения беженцев, обеспечить выделение на основании списка, представленного Государственным комитетом Азербайджанской Республики по делам беженцев и вынужденных переселенцев, согласно нормам, предусмотренным на данных территориях, соответствующих земельных участков.

3. Поручить Государственному комитету Азербайджанской Республики по делам беженцев и вынужденных переселенцев обеспечить восстановление 1400 разрушенных жилых домов в селах Ашагы Агджакенд и Юхары Агджакенд на территории Гюлистан Геранбойского района.

Поручить исполнительной власти Геранбойского района вместе с Государственным комитетом по делам беженцев и вынужденных переселенцев и Государственным комитетом по земле и картографии обеспечить выделение в установленном порядке проживающим в данных селах беженцам приусадебных земельных участков и участков для посевов.

Поручить Государственному комитету Азербайджанской Республики по делам беженцев и вынужденных переселенцев и соответствующим исполнительным властям районов и городов обеспечить постоянное размещение временно проживающих беженцев в этих домах.

Поручить Министерству финансов Азербайджанской Республики обеспечить финансирование расходов на репатриацию в связи с переселением беженцев.

4. Выделить Государственному комитету по делам беженцев и вынужденных переселенцев со счета Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики средства в размере 20,0 миллиарда манатов на строительство на земельных участках, которые будут выделены для постоянного проживания беженцев, жилых домов и поселков, инженерных коммуникаций, 53 миллиарда манатов на восстановление 1400 разрушенных жилых домов в селах Ашагы Агджакенд и Юхары Агджакенд на территории Гюпистан Геранбойского района, 10 миллиардов манатов на завершение строительства 322 домов, строительство которых осталось незавершенным с 1995 года.

5. Поручить Государственному комитету Азербайджанской Республики по строительству и архитектуре обеспечить подготовку проектно-сметных документов для строительства по заказу Государственного комитета Азербайджанской Республики по делам беженцев и вынужденных переселенцев жилых домов и поселков на земельных участках, которые будут выделены с целью постоянного проживания беженцев.

6. Организацией-заказчиком назначить Агентство по восстановлению и реконструкции освобожденных от оккупации территорий Азербайджанской Республики.

7. Поручить Кабинету министров Азербайджанской Республики вместе с местными органами исполнительной власти обеспечить безвозмездную передачу находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных под строениями, где проживают граждане, изгнанные из Республики Армения в результате насильственных действий армянских националистов в 1988-1992 годах и проживающие в Азербайджанской Республике, в собственность этих граждан.

8. Поручить Кабинету министров Азербайджанской Республики после того, как соответствующие центральные и местные органы исполнительной власти установят наличие других законных собственников земельных участков, указанных в пункте 2 настоящего указа, и расположенных на них строений, в двухмесячный срок обеспечить оформление предусмотренных законодательством документов, связанных с передачей данных земельных участков и строений в собственность граждан, изгнанных из Республики Армения в 1988-1992 годах и постоянно проживающих здесь.

9. Кабинету министров Азербайджанской Республики решить вопросы, вытекающие из настоящего указа.

10. Настоящий указ вступает в силу со дня опубликования.

Президент Азербайджанской Республики

ГЕЙДАР АЛИЕВ

г. Баку, 22 августа 2001 г.

№ 562

Copyright (c) Stracker www.www.zewo.ru

Новости сайта:
12.05.02 Заработал в тестовом режиме поиск по сайту
08.05.02 Заработал новый Форум в тестовом режиме
02.05.02 Очередная смена дизайна сайта, добавлены новые функции
10.04.02 Сайт сменил дизайн
10.04.02 добавились версии на английском и азербайджанском языках
10.04.02 Новый раздел на сайте правовые Статьи
31.03.02 Офицальное открытие сайта
Законодательство Азербайджанской Республики
Designed by Stracker © 2010
All rights reserved

Положения о Центре Ататюрка в Азербайджане
www.zewo.ru