Азербайджанская версия сайта Английская версия сайта
Поиск по сайту
Законы Указы Разделы
 
Законодательство Азербайджанской Республики

Закон Азербайджанской Республики

О бюджетной системе
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Бюджет
Бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций государства.
Статья 2. Бюджетная система
Бюджетная система Азербайджанской Республики состоит из республиканского бюджета Азербайджанской Республики, республиканского бюджета Нахичеванской Автономной Республики и местных бюджетов.
К местным бюджетам относятся районные, городские, поселковые и сельские бюджеты.
Бюджетная система строится на принципах единства и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Статья 3. Бюджетный процесс
1. Бюджетный процесс означает составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней. Бюджетный процесс в Азербайджанской Республике осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными законами Азербайджанской Республики, регулирующими бюджетный процесс, а также законами Нахичеванской Автономной Республики и решениями местных государственных представительных органов.
2. Бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета, завершаются в течение одного месяца после окончания финансового года.
Статья 4. Единство бюджетной системы
Единство бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней посредством использования регулирующих доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, а также частичного перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами равных уровней и обеспечивается использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, предоставлением с нижестоящего бюджетного уровня на вышестоящий, необходимой информации для составления консолидированных бюджетов и регулярной отчетности об исполнении бюджетов.
Статья 5. Самостоятельность бюджетов
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.
К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
* закрепленные законом источники доходов для бюджетов каждого уровня;
* поступления по регулирующим доходным источникам, ежегодно утверждаемым Верховным Советом Азербайджанской Республики при рассмотрении республиканского бюджета на предстоящий финансовый год;
* дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно Верховным Меджлисом Нахичеванской Автономной Республики и местными государственными представительными органами в рамках законодательства Азербайджанской Республики.
Статья 6. Доходы бюджетов
Доходы бюджетов формируются за счет поступлений по налогам, сборам и обязательным платежам, устанавливаемым в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики и статьей 5 настоящего Закона.
Статья 7. Расходы бюджетов
Бюджетные ассигнования направляются по статьям бюджетной классификации на финансирование текущих расходов, а также инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством.
Ассигнования на финансирование деятельности законодательных органов, местных государственных представительных органов, аппаратов исполнительной власти включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.
Расходы на финансирование органов судебной системы, прокуратуры, внутренних дел (исключая муниципальную полицию), национальной безопасности, государственной налоговой службы и таможенной службы, расходы на оборону и охрану границ включаются в республиканский бюджет Азербайджанской Республики.
Статья 8. Бюджетная классификация
В Азербайджанской Республике применяется единая бюджетная классификация, обеспечивающая общереспубликанскую и международную сопоставимость бюджетных данных.
Структура и состав бюджетной классификации утверждается Министерством финансов Азербайджанской Республики.
Статья 9. Основы финансовых взаимоотношений
1. Юридические и физические лица уплачивают в бюджеты налоги, сборы и обязательные платежи, установленные в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики, обеспечивают приоритетность их уплаты перед другими платежами.
2. Расходная часть бюджетов может содержать ассигнования и дотации юридическим лицам, а также ассигнования на инвестиции в капитал действующих или вновь создаваемых предприятий. При ассигновании на инвестиции в капитал действующих или вновь создаваемых предприятий устанавливается право собственности государства или муниципальных органов на эквивалентную часть капитала; это право выражается в полном владении этой частью капитала или акциями (паями) акционерного общества или товарищества.
3. Доходы (дивиденды) от эксплуатации государственной собственности или от продажи либо сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, могут быть полностью или частично включены в доход бюджета или направлены на нужды развития соответствующего предприятия.
4. Решениями законодательных органов Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республики, а также решениями местных государственных представительных органов могут создаваться внебюджетные целевые фонды. Источниками формирования внебюджетных фондов являются средства, указанные в решениях об их создании.
Раздел II. Бюджетный процесс
Статья 10. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов
1. Составление проектов бюджетов и исполнение бюджетов возлагается на органы исполнительной власти. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов являются функциями соответственно Верховного Совета Азербайджанской Республики, Верховного Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики и местных государственных представительных органов.
2. Кабинет министров Азербайджанской Республики и Кабинет министров Нахичеванской Автономной Республики ежегодно составляют республиканские бюджеты и консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.
Аналогично местные органы исполнительной власти составляют районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и консолидированные бюджеты подведомственной территории.
3. Проекты бюджетов формируются на основе целевых программ, прогнозов социально-экономического развития территорий и оценки текущей и предстоящей финансово-хозяйственной деятельности отраслей, министерств, ведомств, предприятий. В соответствии с этими прогнозами подготавливаются обоснование бюджетных расходов и расчеты доходов бюджета.
4. Рассмотрение проектов бюджета вместе с обосновывающими материалами и расчетами включает в себя всестороннее изучение целесообразности, финансовой и материальной возможности выделения ассигнований по статьям бюджетных расходов.
Решения, принимаемые органами законодательной власти и местными государственными представительными органами о финансировании дополнительных расходов должны определять источники их покрытия за счет изыскания новых доходных источников или перераспределения расходов.
5. Республиканский бюджет Азербайджанской Республики и республиканский бюджет Нахичеванской Автономной Республики утверждаются в форме закона соответственно Верховным Советом Азербайджанской Республики и Верховным Меджлисом Нахичеванской Автономной Республики. Бюджеты административно-территориальных образований утверждаются в форме решений местными государственными представительными органами.
6. Верховный Совет Азербайджанской Республики, Верховный Меджлис Нахичеванской Автономной Республики и местные государственные представительные органы утверждают в составе соответствующих бюджетов сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности за счет остатков бюджетных средств на начало нового финансового года.
Порядок определения объема оборотной кассовой наличности устанавливается Министерством финансов Азербайджанской Республики.
Оборотная кассовая наличность при необходимости используется в течение года на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении бюджета.
Статья 11. Исполнение бюджетов
1. Порядок исполнения бюджетов определяет Кабинет министров Азербайджанской Республики в соответствии с настоящим Законом.
2. В процессе исполнения бюджетов органы исполнительной власти имеют право вносить изменения по доходам и расходам соответствующего бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.
3. Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджетов, суммы превышения доходов над расходами, средства от экономии в расходах изъятию не подлежат, за исключением случаев, связанных с изменением действующего законодательства Азербайджанской Республики. Эти средства остаются в распоряжении соответственно органов законодательной власти Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республики, местных государственных представительных органов и используются по их усмотрению.
Потери в доходах и дополнительные расходы не покрываются из вышестоящих бюджетов, за исключением случаев, связанных с изменением действующего законодательства Азербайджанской Республики.
4. Кассовое исполнение бюджетов в Азербайджанской Республике осуществляется Национальным банком Азербайджанской Республики и его учреждениями на местах, а в случае их отсутствия - другим банком по его поручению. Национальный банк и его учреждения в соответствии с бюджетной классификацией ведут учет доходов и расходов республиканского бюджета и местных бюджетов и составляют отчетность о кассовом исполнении этих бюджетов.
5. Органы исполнительной власти Нахичеванской Автономной Республики, районов, городов республиканского подчинения Азербайджанской Республики представляют отчеты об исполнении бюджетов соответствующих территорий в Министерство финансов Азербайджанской Республики. Порядок представления, сроки и формы бюджетной отчетности определяются Министерством финансов Азербайджанской Республики.
Статья 12. Бюджетное регулирование
1. Бюджетное регулирование осуществляется через распределение источников доходов между бюджетами разных уровней. При недостаточности доходных источников бюджетам могут выделяться субвенции, субсидии и бюджетные ссуды для решения социальных, экологических вопросов, ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения иных мероприятий.
2. Суммы субвенций и субсидий утверждаются в составе бюджета на предстоящий финансовый год и передаются нижестоящим бюджетам безвозмездно. Субвенции выделяются на финансирование определенных целевых мероприятий и подлежат возврату в случаях их нецелевого использования или в суммах недоиспользованной части. Субсидии подлежат уменьшению на суммы перевыполнения доходов и экономии расходов.
3. Бюджетные ссуды могут выделяться по решениям органов исполнительной власти бюджетам любого уровня, на условиях возврата, на определенный срок для временного покрытия расходов в процессе исполнения бюджета.
Статья 13. Сбалансированность бюджетов
1. В целях сбалансированности бюджетов Верховным Советом Азербайджанской Республики, Верховным Меджлисом Нахичеванской Автономной Республики и местными государственными представительными органами могут устанавливаться предельные размеры дефицита соответствующего бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит значительное снижение поступлений по доходным источникам, и это приводит к превышению предельного уровня дефицита, то вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр заключается в пропорциональном снижении расходов ежемесячно по всем статьям бюджета, за исключением защищенных статей. Состав защищенных статей определяется для каждого бюджетного уровня соответственно Верховным Советом Азербайджанской Республики, Верховным Меджлисом Нахичеванской Автономной Республики и местными государственными представительными органами.
2. Покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет формирования государственного долга и использования кредитных ресурсов; размеры государственного долга и кредитных ресурсов устанавливаются при утверждении бюджета.
3. Решения органов исполнительной власти, приводящие к уменьшению доходной или увеличению расходной части бюджета, в результате чего увеличивается предельный уровень дефицита бюджета, подлежат утверждению соответственно Верховным Советом Азербайджанской Республики, Верховным Меджлисом Нахичеванской Автономной Республики и местными государственными представительными органами.
Статья 14. Контроль за исполнением бюджетов
Контроль за исполнением бюджетов осуществляется комиссиями или другими постоянными органами соответственно Верховного Совета Азербайджанской Республики, Верховного Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики и местных государственных представительных органов. В их составе могут создаваться контрольно-счетные палаты или группы, независимые в своей деятельности от финансовых органов исполнительной власти.
Финансовые органы ведут учет исполнения бюджетов и представляют комиссиям необходимую информацию о состоянии бюджета и его исполнении.

Раздел III. Республиканский бюджет Азербайджанской Республики
Статья 15. Составление республиканского бюджета Азербайджанской Республики
1. Работу по составлению проекта республиканского бюджета организует Кабинет министров Азербайджанской Республики по поручению Президента Азербайджанской Республики. Эта работа начинается за 11 месяцев до начала предстоящего финансового года.
2. На первом этапе составляются прогноз социально-экономического развития Азербайджанской Республики, сводный баланс финансовых ресурсов и основные направления бюджетно-налоговой политики, рассчитываются предварительные показатели проектов консолидированного и республиканского бюджетов на предстоящий финансовый год.
Подготовка указанных материалов осуществляется Государственным комитетом Азербайджанской Республики по экономике и планированию. Министерством финансов Азербайджанской Республики, Главной государственной налоговой инспекцией Азербайджанской Республики и Национальным банком Азербайджанской Республики во взаимной координации. Исполнительные органы Нахичеванской Автономной Республики, местные органы исполнительной власти, министерства, ведомства, организации и предприятия Азербайджанской Республики обязаны представлять в этих целях необходимые данные.
Показатели прогноза социально-экономического развития и предварительные показатели консолидированного и республиканского бюджетов согласовываются с Кабинетом министров Нахичеванской Автономной Республики, местными органами исполнительной власти и заинтересованными министерствами, ведомствами и предприятиями.
3. На следующем этапе Кабинет министров Азербайджанской Республики представляет Президенту Азербайджанской Республики проект бюджетного послания. Проект включает в себя:
* основные показатели социально-экономического развития Азербайджанской Республики;
* сводный финансовый баланс по территории Азербайджанской Республики;
* основные направления бюджетно-налоговой политики;
* проект республиканского бюджета;
* проект консолидированного бюджета Азербайджанской Республики;
* оценку исполнения республиканского и консолидированного бюджета Азербайджанской Республики на текущий финансовый год.
4. Президент Азербайджанской Республики направляет в Верховный Совет Азербайджанской Республики бюджетное послание до 1 сентября года, предшествующего соответствующему финансовому году.
Статья 16. Рассмотрение республиканского бюджета Азербайджанской Республики
1. Комиссии Верховного Совета Азербайджанской Республики рассматривают в целом бюджетное послание и готовят заключения по проекту республиканского бюджета.
2. Комиссия по контролю над бюджетом совместно с комиссией по экономической политике:
* организует и координирует работу комиссий по рассмотрению бюджетного послания;
* при необходимости может запрашивать и получать от министерств, ведомств, организаций и предприятий, местных органов исполнительной власти обосновывающие материалы и расчеты по доходам и расходам бюджетов;
* анализирует представленные показатели по государственным доходам на территории Азербайджанской Республики, в том числе по доходам республиканского бюджета;
* готовит сводное заключение, проект постановления Верховного Совета Азербайджанской Республики и проект Закона о республиканском бюджете.
3. Верховный Совет Азербайджанской Республики на своем заседании предварительно рассматривает проект республиканского бюджета и принимает постановление, на основании которого Кабинет министров Азербайджанской Республики в месячный срок организует доработку и уточнение проекта бюджета с учетом заключений комиссий Верховного Совета Азербайджанской Республики.
4. Работа по предварительному рассмотрению проекта бюджета завершается в течение двух месяцев с момента представления бюджетного послания.
Статья 17. Утверждение республиканского бюджета
1. Уточненный проект бюджета вносится на рассмотрение Верховного Совета Азербайджанской Республики Президентом Азербайджанской Республики не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.
2. Комиссии Верховного Совета Азербайджанской Республики рассматривают уточненный проект бюджета и принимают решения конкретно по статьям расходов и доходов бюджета в соответствии с функциональной бюджетной классификацией.
3. С докладом о бюджете на заседании Верховного Совета Азербайджанской Республики выступает Президент Азербайджанской Республики или по его поручению иное должностное лицо. Сообщение о результатах рассмотрения проекта бюджета комиссиями делает Комиссия Верховного Совета Азербайджанской Республики по контролю за бюджетом.
4. Верховный Совет Азербайджанской Республики до 15 декабря года, предшествующего предстоящему финансовому году, рассматривает и постатейно утверждает бюджет в форме закона. При этом устанавливаются:
* суммы доходов бюджета по основным источникам;
* нормы отчислений в республиканский бюджет и бюджеты нижних уровней по регулирующим доходным источникам;
* суммы бюджетных ассигнований по статьям расходов;
* суммы субвенций и субсидий, выделяемых из республиканского бюджета;
* размер резервного фонда правительства Азербайджанской Республики;
* платежи из республиканского бюджета по международным обязательствам Азербайджанской Республики;
* величина государственного долга;
* лимит банковского кредита Министерству финансов Азербайджанской Республики;
* суммы ассигнований на выплату процентов по государственному долгу и на погашение задолженности прошлых лет;
* предел несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в виде абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов)
5. Закон о республиканском бюджете Азербайджанской Республики публикуется в печати.
Статья 18. Контроль за исполнением республиканского бюджета
1. Кабинет министров Азербайджанской Республики ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет в Верховный Совет Азербайджанской Республики отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета Азербайджанской Республики за прошедший финансовый год.
2. Верховный Совет Азербайджанской Республики заслушивает доклад Кабинета министров Азербайджанской Республики и сообщение Комиссии по контролю за бюджетом, рассматривает и утверждает отчет об исполнении республиканского бюджета.
Постановление Верховного Совета Азербайджанской Республики и отчет об исполнении республиканского бюджета публикуются в печати.
3. Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Комиссией Верховного Совета Азербайджанской Республики по контролю за бюджетом.
Министерство финансов, Национальный банк и Главная государственная налоговая инспекция Азербайджанской Республики осуществляют в пределах своей компетенции учет поступления доходов, направления и расходования бюджетных ассигнований как по республиканскому бюджету, так и в целом по территории республики и представляют соответствующую информацию Комиссии Верховного Совета Азербайджанской Республики по контролю за бюджетом.
Порядок представления, сроки и формы отчетности устанавливаются Комиссией по контролю за бюджетом по согласованию с Министерством финансов, Национальным банком и Главной государственной налоговой инспекцией Азербайджанской Республики.
Текущий контроль за исполнением бюджетов осуществляет Министерство финансов Азербайджанской Республики.
Президент Азербайджанской Республики
Абульфаз ЭЛЬЧИБЕЙ.
г. Баку, 1 декабря 1992 г.
№ 390.

Постановление Национального собрания
Азербайджанской Республики
О порядке введения в действие Закона Азербайджанской Республики "О бюджетной системе"
Национальное собрание Азербайджанской Республики постановляет:
1. Ввести в действие Закон Азербайджанской Республики "О бюджетной системе" с 1 января 1993 года.
2. Считать утратившими силу с 1 января 1993 года Закон Азербайджанской Республики "О бюджетных правах Азербайджанской ССР, Нахичеванской АССР и местных Советов народных депутатов Азербайджанской ССР".
3. Поручить Кабинету министров Азербайджанской Республики привести свои постановления и распоряжения в соответствие с Законом Азербайджанской Республики "О бюджетной системе", обеспечить пересмотр и отмену противоречащих данному Закону нормативных актов министерств и ведомств.
4. Установить, что проект республиканского бюджета Азербайджанской Республики на 1993 год представляется Президентом Азербайджанской Республики в Национальное собрание Азербайджанской Республики до 15 декабря 1992 года, а работа по составлению республиканского бюджета на 1994 год и проекта бюджетного послания начинается не позднее 1 июля 1993 года.
Председатель Верховного Совета Азербайджанской Республики
И. ГАМБАРОВ.
г. Баку, 1 декабря 1992 г.
№ 391.

О бюджетной системе

(c) Qanun.tk 2

Новости сайта:
12.05.02 Заработал в тестовом режиме поиск по сайту
08.05.02 Заработал новый Форум в тестовом режиме
02.05.02 Очередная смена дизайна сайта, добавлены новые функции
10.04.02 Сайт сменил дизайн
10.04.02 добавились версии на английском и азербайджанском языках
10.04.02 Новый раздел на сайте правовые Статьи
31.03.02 Офицальное открытие сайта
Законодательство Азербайджанской Республики
Designed by Stracker © 2010
All rights reserved

Положения о Центре Ататюрка в Азербайджане
www.zewo.ru